Композиторы, музыканты, люди творческих профессий посредством музыки пытаются передать свои мысли, эмоции, отношение к окружающему миру. Лучший способ окунуться в музыкальный мир – это, конечно же, услышать музыку вживую. Но достижения технической революции 20-го века позволяют нам побывать на концерте любимого исполнителя, не выходя из дома.

И в таком случае за передачу творческого замысла ответственны также и производители аудиотехники. Ведь нужно сначала качественно записать, а потом полноценно воспроизвести музыкальное произведение. Технических решений этой нетривиальной задачи придумано множество. Тут, как и в отношении к пище материальной: кто-то предпочитает натуральный продукт, кому-то больше нравится с усилителями вкуса. Производители аудиотехники, естественно, следуют за предпочтениями потребителей. Кто-то целенаправленно делает звук более по своему разумению красивым, кто-то идет по пути максимально бесцветного звучания, кто-то ищет баланс между этими крайностями.

Но большинство из них в своих технических решениях используют отрицательную общую обратную связь (ОООС) - один из методов построения усилителей. Причем этот метод оказывает серьезнейшее влияние на характер и качество звучания. Что такое ОООС? В двух словах – это передача сигнала с выхода усилителя обратно на вход, а потом вычитание выходного сигнала из входного. Что это дает? Это резко снижает влияние нелинейности активного усилительного элемента на общую характеристику каскада. Кроме того, ОООС стабилизирует режим работы усилителя. Изменение температуры или напряжения влияет на параметры усилительного элемента. Цепь обратной связи значительно снижает вызванное этим изменение рабочей точки усилителя. Казалось бы, одни плюсы...

Однако есть в ОООС очень существенный минус – ее увеличение ведет к ухудшению звучания. В частности, наличие ОООС в усилителе приводит к искажению динамических характеристик сигналов, что особенно заметно при воспроизведении ударных и струнных инструментов1.  Подробнее об этом можно почитать в любопытнейшей работе Д.Чивера, посвященной психоакустике применительно к ОООС. 

Почему же в таком случае не создать усилитель вообще без ОООС? Это непростая задача, требующая решения целого комплекса технических и технологических задач, значительного эмпирического багажа. Необходима продуманная схемотехника и конструкция, лучшие материалы и т.п. Один некачественный элемент в данном случае может всё испортить. В результате многолетних опытов построения безоосных систем появились усилители "Ноосфера", в которых удалось решить эти задачи. В схеме и конструкции "Ноосферы" воплощены следующие принципы:

• Короткая схема, сокращение числа каскадов усиления (поскольку каждый новый каскад усиления добавит порядок гармоник).
• Отсутствие общей ООС.
• Конструкция двойное моно.
• Правильный подбор выходных транзисторов (для схемы без общей ООС очень важен).
• Тщательно проработанное питание. Блок питания расположен на основной плате, близко к выходному каскаду. В выпрямительных мостах использованы диоды Шоттки, не дающие помех, выходные транзисторы впаяны непосредственно в плату и имеют короткие выводы.
• Предохранители включены до выпрямителя для уменьшения влияния на звук.
• Входная часть с усилителем напряжения питаются повышенным напряжением.
• Термостабильная схема.
• Тщательно проработанная печатная плата. Разводке земель, сигнальных, питающих и возвратных проводников уделено максимальное внимание.
• Использование только высококлассных комплектующих, без экономии на качестве. 

При этом удалось обеспечить все технические характеристики, присущие современным усилителям. Поэтому помимо бережного сохраниния музыкального материала, усилители "Ноосфера" универсальны в подборе акустики и других компонентов аудиосистемы. 

В результате "Ноосфера" – это музыкальная верность, естественость звучания, точная передача макро- и микродинамики, отличное формирование музыкальных образов и – удовольствие от музыки.

Игорь Юрьевич Виноградский,
Ростов-на-Дону