Музыку я любил всегда, с детства. Был в семье радиоприёмник Балтика, и когда я чуть подрос – сделал для него внешнюю антенну, и часто сидел по вечерам у приёмника, вылавливая различные музыкальные станции. Их было много, и передавали они в основном западную легкую музыку.

Не ахти какое, но определенное музыкальное чувство у меня в тот момент проснулось. И поневоле я сравнивал отечественную эстраду и зарубежную. Последняя отличалась большей ритмикой, и вообще была веселее.

Потом в доме появился моно-проигрыватель Аккорд, школьником я проторил путь в магазин «Мелодия» Северо-кавказского Дома Грампластинок...

Там были и отечественные, и зарубежные, в основном «демократические» пластинки, и в них уже было довольно много рока. Проскакивали и были изрядным дефицитом пластинки Битлз, чуть позже АББА, и т.п. так называемые «лицензии». Интересно, что с будущей супругой я познакомился именно в Мелодии. Она там работала. Соответственно, весь дефицит стал попадать прямым назначением в дом.

Параллельно я закончил радиотехнический техникум, и продолжал учиться заочно в Политехе, а работал... интересная работа была, на военку. Ростовский участок Донецкого (Украина) Опытного завода «Эталон». Специальность у меня была «слесарь по ремонту радиоизмерительных приборов». В общем это такой же слесарь, как осциллограф – слесарное изделие. Занимался в основном цифровыми вольтметрами, частотомерами, синусоидальными и импульсными генераторами различного назначения. Поток приборов был настолько большой, что работа была организована сдельная, и например за два последних года работы участок силами 8 сотрудников ремонтировал в месяц порядка сотни радиоизмерительных приборов. С очень приличной зарплатой за эту работу.

В те годы пришлось серьезно заниматься самообразованием, потому что моя зарплата напрямую зависела от моих знаний... а отремонтировать например вольтметр двойного интегрирования невозможно, не понимая принципов его работы. В результате самообразования (в институте этому не учили) зарплата выросла от 95 рублей вначале, до 450-ти. Деньги – отличный стимул для развития ума и сообразительности. А затем страна начала разваливаться, «Эталон» перевели в Воронеж. Пару лет поработав на одном из крупных заводов инженером по наладке автоматических линий, и заодно получив серьезное знакомство с установками ТВЧ, я перешел на работу в РИИЖТ, в Научно-исследовательский сектор, отдел роботизации, разработчиком электронных изделий. И задержался там на 12 лет, получив массу полезных практических знаний и опыта.

Но Союз продолжал разваливаться и далее, НИС практически закрыли, а я открыл мастерскую по ремонту бытовой радиотехники. И всегда меня в жизни сопровождала музыка, но пока ещё не одно не срослось с другим. Дома постоянно менялась аппаратура, было несколько различных колонок, усилителей, катушечных, а затем кассетных магнитофонов. Винил активно переписывался, обменивался, покупался.

Затем настала эра CD-дисков. И тут я приобрел свою настоящую, «взрослую» систему. Это был плеер Meridian 506, усилитель Meridian 551, акустика Celestion A2. Плеер давно продан, вместо него куплен более современный Meridian 507, акустика осталась той же (и я ею весьма доволен), а вот с усилителем произошла интересная история.

Меня знали в аудио салоне «Грифон» как хорошего специалиста в области электроники. К тому же я «собирал» кое-какие любительские усилительные схемы из журнала «Радио». И вот на спор с сотрудником аудио салона, я сделал по собственно разработанной схеме сравнительно несложный для меня усилитель. А спор был, переиграет ли самоделка мой собственный Meridian 551. Ну что сказать... переиграла. Спор был выигран.

Когда прошел примерно год, и я понял, что никогда больше не включу Meridian, потому что слушать как он жуёт музыку, я уже не смогу, я продал его с легким сердцем. И серьезно задумался, почему разработанная мною схемка переиграла усилитель довольно именитого английского бренда. Что послужило тому причиной? Пришло понимание, что причин хорошего звука несколько, они взаимосвязаны и работают в комплексе. Никакой одной не достаточно, чтобы получить хороший звук, а вот испортить его – достаточно одной.

Отчасти помогли статьи в АудиоМагазине, в первые годы его выпуска там публиковали материалы А.М.Лихницкого. Статьи были разные, и не со всем я согласен и сегодня. Но они дали толчок в нужную сторону. Следующий свой усилитель я проектировал уже вполне сознательно, рассчитывая получить вполне определенное качество звука. И с удовлетворением его получил.

Здесь надо отвлечься от жизненного пути, и немного объяснить по теории усиления. Одним из методов снижения искажений, портящих звук, является применение общей отрицательно обратной связи (ОООС). Этот метод заключается в переусилении сигнала в тысячи раз, и потом вычитания ослабленного сигнала с выхода усилителя, из входного. Т.о. итоговое усиление снижается до нормы, а искажения снижаются пропорционально коэффициенту несниженного усиления.

Так вот, в результате соединения теоретических и практических знаний, выяснилось, что применение ОООС не всегда так однозначно хорошо, а отсутствие – не всегда даёт те искажения, с которыми мы не можем мириться в музыке.

Что такое ОООС? Не буду отсылать к строгим определениям, их полно в любом учебнике. Суть ОООС, по меткому выражению одного преподавателя ТАУ, состоит в том, что Вы едете на машине, но смотрите не вперед, а назад. Вот начался поворот, но Вы-то его не видите и продолжаете ехать вперед до тех пор, пока не проедете начало поворота и не увидите его сзади. Вот тогда Вы и начинаете поворачивать руль.

В результате большого числа натурных экспериментов решено было полностью отказаться от ОООС, в сочетании с применением ряда мер по линеаризации работы усилительных схем.

Итогом стала целенаправленная разработка двух моделей усилителей – один класса АВ, средней мощности, достаточной для применения с любой акустикой – модель Noosfera A8, обладающей хлестким, драйвовым звучанием в сочетании с качественной проработкой деталей; и второго – Noosfera Echo, работающего в режиме класса А, с однотактным выходным каскадом, имеющего мощность всего 30W, но при этом благодаря работе в классе А обеспечивающего очень высокое качество усиления музыкального сигнала.

Почему акцент на слове «музыкальный»? Потому что в качестве измерительного этот усилитель не годится – к измерительным усилителям предъявляются (и мне это отлично известно) совсем другие требования. Кстати, одна из причин маломузыкального звучания множества серийных моделей и состоит в том, что конструкторы пытаются сделать измерительный усилитель, при этом по требованиям к нему не дотягивают, а о музыкальной стороны работы, когда усилитель работает с резко изменчивым сигналом в большом динамическом и частотном диапазоне – забывают. Поэтому многие усилители играют громко, и на этом их достоинства заканчиваются.

Надо коснуться ещё одной стороны аудио, вызывающей ожесточенные споры. Кабели. Так ли они влияют? Вопрос сложный, связан как с характеристиками самого кабеля, так и с интерфейсными искажениями. Говоря проще, каждый кабель имеет свой характер, от сильно выраженного до малозаметного. И характер кабеля взаимодействует с источником и приёмником сигнала – в плохом случае сильно, в хорошем – малозаметно. Заметность характера кабелей зависит от общего уровня всей системы, и от способности слушателя замечать этот характер. Как итог скажу, что кабели должны соответствовать по своему уровню всей системе, чтобы не вносить в сигнал (читай – звук) излишнюю деградацию.

Схемы предлагаемых мною усилителей исключительно авторские, мои собственные. Аналогов за долгое время не встретил, за исключением схемы усилителя И.Семынина, известного как Semigor. Однако у него эта же идея решена совершенно иначе схемотехнически – намного сложнее. Первоначальный вариант был опубликован в журнале «Радио» под авторством Вл.Алексеева и моим, И.Виноградского настолько давно, что не помню даже года выпуска. Потом было несколько реинкарнаций, причем первые изделия уже проработали свыше 10 лет без выходов из строя.

Я много работал именно над упрощением схем, и внешне они выглядят очень несложными. Однако подобные схемы не серийно-пригодны, требуют индивидуального подбора компонентов из многих десятков, и сложны в настройке. Парадоксально, но сложные схемы не нуждаются в настройке и могут производится автоматизированным способом, а простые – требуют человеческого внимания. В награду – хороший звук.