Тест DACов

Тест DACов

Итоги тестирования DACов.
И. Виноградский, aka ИГВИН, Москва, июль 2017.



Сравнительное прослушивания проводилось на базе домашней аудиосистемы, расположенной в помещении площадью 17 кв.м, несимметричной формы.
Состав системы:
1. Тестируемые источники – различные DACи авторской конструкции, с форума Vegalab.
2. Основной усилитель – транзисторный однотакт Echo V. Сессионно Lynx-21 и РА-20 К.Мусатова.
3. Акустика Serenata А.Коваленко. Сессионно крупная полочная АС Klipsh Reference.
4. Кабельный сет Вл.Дмитриев. Сессионно межблок А.Федотова и специальный силовой неизвестного бренда.
5. Подбор музыкальных записей – мой.

Слушали следующие DACи:
1. Audiomaniac 1v2
2. Brio rev1
3. Canoro DAC
4. ClassicVoice
5. DYK DAC
6. D-47 Lynx
7. D-60 Lynx
8. FIRDAC
9. Suite

В ходе тестирования выяснилось неудовлетворительное звучание FIRDAC (Н.Штыбель, Львов), и он был снят с тестирования.

Перед тестированием были определены следующие критерии для сравнения пар девайсов:
1. Оценка АЧХ на слух.
2. Оценка чистоты звука (наличие слышимых искажений).
3. Оценка энергичности звучания. Антитезы: звук энергичный-зажатый, свободный-сдавленный, и т.п.
4. Оценка пространства записи. Насколько широко, насколько ясно или невнятно звучат инструменты в глубине сцены. Локализация голоса солистов. "Размеры" инструментов.
5. Оценка натуральности воспроизведения. Насколько хорошо имитируется звук живых инструментов.
6. Последний этап - общая оценка - хочется слушать, увлекает или оставляет равнодушным.

Далее находятся мои личные впечатления, не во всём совпадающие с впечатлениями других участников теста.

1. Первым пунктом стоял вопрос о ширине воспроизводимого диапазона.
По этому пункту все DACи, кроме Brio и ClassicVoice, не вызвали никаких вопросов.
То есть на слух, без измерений, в данной системе у подавляющего большинства изделий не было заметно никаких провалов на краях диапазона.
У Brio был отмечен провал на самых низких частотах, не заметный на моих штатных АС Celestion A2 (ссылка), и у ClassicVoice был замечен очень небольшой завал вверху диапазона.

2. По чистоте звука все изделия не имели слышимых дефектов.

3-4-5. Ввиду большого количества DACов, оценки по этим пунктам интегрированные.
Считаю, что изделия распределись по нескольким группам.
Начну «снизу».
Менее всех был интересен FIRDAC.
Сергей Агеев, слышавший его ранее, попросил снять с теста, т.к. возможно там был какой-то дефект.
А вот принесенные им DACи были Audiomaniac 1v2 и Suite оказались весьма интересными..

Canoro DAC и Brio показались на одном уровне, с небольшими вкусовыми различиями.
Считаю Canoro DAC недоработанным, т.к. потенциал был. В целом же – вяловатое, малоэнергичное звучание. Brio по звуку интереснее, живее. По мнению Алексея Fusion (и моему), играет музыку. Есть (как и у Canoro DAC) незначительный окрас, и сужена полоса снизу.

По ClassicVoice оценки моя и Алексея Realex разошлись.
Оба сошлись на том, что он играет певуче и ровно (я однако отметил чуть поджатый ВЧ-диапазон), однако Алексею именно такой звук понравился, я же счёл его энергетику сниженной, против моей воображаемой нормы, некоей средней линии.

Как раз такую среднюю линию показал Audiomaniac 1v2.
Этот DAC можно слушать долго и с удовольствием. Есть всё, ничего не выпирает и не завалено, музыка звучит хорошо. Одну из предыдущих версий, слушая здесь в Ростове, я жестко раскритировал (в личку). Похоже Илья учел мои замечания, и устранил погрешности звука, т.к. сейчас моё впечатление (и не только моё) весьма положительное.

Выше средней линии, чуть энергичнее, прозвучал DYK DAC Дениса.
Так же слышно всё, такая же широкая полоса АЧХ, звук чуть ярче и живее.
Хорошее изделие.

Ещё чуть выше средней линии по энергетике, Suite Назара Штыбеля.
Даже в шутку назвал его истеричным, но это не так.
DAC Suite хорош.
Очень живое, яркое звучание. Подойдет не всем, надо слушать.

Мой выбор среди этой тройки - DYK DAC.
При этом, подчеркиваю – он играет живее, чем некая воображаемая средняя линия, т.е. можно сказать, что это уход от нейтральности в сторону чуть большей энергичности. Эту среднюю, нейтральную линию очень хорошо выдержал Аудиоманьяк.

Далее с Ярославом (владельцем D-60) мы крайне подробно (и с двумя усилителями) сравнили звучание D-60 и D-47.
Оба эти DACа по уровню воспроизведения выше всех ранее описанных. Их звук яснее, подробнее, живее, и можно сказать – дороже.
При этом между ними есть существенная разница.
D-60 – менее подробный, более мягкий и комфортный звук.
D-47 звучит подробнее, богаче тембрально, глубже рисует сцену, но при этом звук ярче.
Такой же мягкий и комфортный характер звука продемонстрировал и усилитель Lynx-21, по сравнению с Echo V. И такая же примерно разница в сцене и тембрах.
Ярославу больше нравится D-60, а я предпочел бы D-47. Последний кстати по просьбе владельца был модернизирован частично С.Жуковым, а частично самим владельцем. То есть D-47 нельзя считать серийным изделием. Echo V серийный.
Считаю (хотя не слышал исходного), что модернизация пошла D-47му на пользу.
Супруга Алексея Fusion просто наслаждалась звуком самых разных записей, да и я тоже.
Записи далеко не все были комфортны. На D-47 например, отлично прозвучала очень жестко записанная I put a spell on you в исполнении Mojo Juju.
При этом мнение самого Алексея чуть более скептично. Когда они слушали, D-60 в системе ещё не было, так что сравнить эти DACи они не могли.


Сравнили мы с Алексеем Realex межблочные кабели – производства Вл.Дмитрием (его весь сет) и А. Федотова (сделанный из подручных кабельных материалов, вообще-то).
Тут выявилась очень неожиданная и весьма заметная разница (в системе с Echo V).
В одном из музыкальных треков есть эпизод, где фоно выполняет роль ритм-секции, на одной ноте (как это бывает иногда в рок-н-ролле).
Так вот, с межблоком Дмитриева всё было на месте, а с межблоком Федотова вдруг фоно выделилось (на слух, конечно) и стало ярче и заметнее солирующего инструмента.
Несколько раз мы переключали кабели, проверяя – не показалось ли?
Нет, не показалось.
Усилитель К.Мусатова РА-20 по сравнению с Echo показался проще – всё звучало более гладко и ровно.
Алексей Realex сказал, что при непосредственном выборе предпочел бы Echo, но и РА-20 его отлично устраивает.

Силовой кабель Вл.Дмитриева сравнивались с каким-то другим, и тут явно была разница в передаче подробностей звука и пространства записи, в пользу кабеля Дмитриева.
Уж не знаю, с чем это связать. Слушали с разной акустикой – Styleacoustic vs Klipch.
В итоге владелец Клипш и кабеля принял решение о заказе акустики Алексею Коваленко, и замене своего силового кабеля на более достойный (лучше звучащий???).

В заключение подчеркну, что а) все выводы были сделаны для данного сэтапа; б) не во всех случаях мнения совпали. Считаю это вполне нормальным.

Благодарю всех, кто тем или иным образом принял участие или способствовал проведению данного теста, и прежде всего мою дочь Алену.
Спасибо тебе, что терпела нас все эти (в общей сложности 4, не считая подготовки) дни.
Спасибо всем, кто нашел время и возможность для участия.
Спасибо всем авторам, кто не побоялся представить свои конструкции на тестирование.
Я постарался описать свои мнения беспристрастно, насколько это возможно – у меня ведь тоже есть предпочтения, да и от ошибок застрахован только бездельник.
Всем авторам! Надеюсь моя критика поможет улучшить ваши творения.

С уважением, Игорь ИГВИН, Ростов-на-Дону.



Комментарии можно отправить по адресу vinaudio@mail.ru